Советский кинематограф и важные темы, которые мало кто замечает сегодня

Разбираемся в скрытых смыслах любимого народом кино.

Кинооператор, кинокритик Сырым Аблай

В современном мире социальные сети, это отражение того, что происходит в повседневной жизни. Пост с плохой работой кафе или хамством водителя автобуса вызывает бурное обсуждение. Кажется, что раньше такого не было. Но поднимать острые вопросы могли ещё пару десятилетий назад, в советском кино, хоть это и не особо замечают современные зрители.

Какие вопросы поднимали советские режиссёры

1. Гендерное неравенство. В СССР многие придерживались мнения, что мужчина — это основной добытчик и глава семейства, а женщина следит за домом и детьми, занимая в крайнем случае низкооплачиваемую должность. Вопрос был поднят в 1977 году на экраны вышел фильм «Служебный роман». Напористая женщина-начальник и в то же время стеснительный мужчина-подчинённый выглядели для советского зрителя странно. Данным фильмом Эльдар Рязанов показал, что женщина в семье может зарабатывать больше и в этом нет ничего страшного для обеих сторон. Кстати, в современном мире эта картина не уживётся, ведь сейчас принято считать, что успешная женщина счастлива и одна.

Служебный роман

2. Социальное неравенство. Вопрос разницы между сельскими и городскими жителями поднимался и раньше, но тему старались смягчить. Кинокартина «Любовь и голуби» показывает это неравенство в полной мере, хотя режиссёр смог создать уникальную ленту никого не обидев. Очарованный городской женщиной, мужчина хочет бросить семью. Новая возлюбленная даже решается поехать домой к избраннику, чтобы поговорить с его семьёй. Фильм показывает, что разница между людьми огромна и счастье не в деньгах или мимолётных связях. А вот современники явно недовольны главным героем в этом фильме, считая его инфантильной личностью.

Любовь и голуби

3. Детская жестокость и буллинг. Детям свойственно выбирать слабого и издеваться над ним, это было и в СССР, хотя особо никто этот вопрос не поднимал. Первый кто обратил на это внимание общественности — Ролан Быков. В фильме «Чучело» от 1983 года рассказывается о шестикласснице, которая страдает от издевательств со стороны своих одноклассников. Странно, что никто из взрослых в фильме даже не озадачился можно ли помочь ребёнку в такой сложной ситуации.

Чучело фильм

4. Феминизм в полном проявлении. Даже в СССР женщин считали слабым полом, созданным в основном для несложной работы. В фильме «Девчата» зрителю показали, что слабый пол может трудиться наравне с сильным в тяжёлых климатических условиях. Благодаря режиссёру Юрию Чулюкину мужчин, если они неправы стали ставить на место. При этом фильм получился комедийным, хотя в нём много любви и драматических сцен. Лишь твёрдый характер и вера в свою личность позволяют главной героине добиться удачи. Современники больше уделяют внимания Наде, которая вышла замуж не по любви за человека старшего возраста. В ленте показывают, что после определённого возраста женщина должна выйти замуж хоть за кого.

Девчата фильм

5. Лукизм или дискриминация по внешности. Даже во времена СССР людей всегда встречали по внешнему виду. Яркий пример лукизма отражён в кинофильме «Королева бензоколонки», где сыграла Надежда Румянцева. Мужчины издевались над девушкой судя о ней по внешнему виду и никто не сожалел о содеянном. Никому не были интересны способности девушки и причина, почему она так выглядит. Мало того, её обманывают, называя работу отдыхом на курорте. Меняется всё только когда проходит опухлость лица, и девушка хорошеет в глазах мужчин. С другой стороны, фильм не продуман, ведь девушка сама не знает, кем хочет быть, стараясь выбрать лишь более «красивые» профессии.

Королева бензоколонки

6. Быть самим собой. Любовь к себе показала героиня фильма «Самая обаятельная и привлекательная» ещё в 1985 году. Надя мила и общительна, но возраст поджимает и ей давно пора замуж. Подруга пытается помочь Наде, показывая как нужно вести себя в обществе, также занимаясь её внешним видом. Но все старания напрасны, найти единственного Наде не удаётся, до тех пор, пока она не становится сама собой. Современники никак не могут понять, зачем Надежде необходимо унижаться перед мужчинами, и для чего подруга лезет в чужую жизнь со своими нравоучениями.

Самая обаятельная и привлекательная

7. Самореализация. Советское общество никогда не верило, что одинокая женщина, да ещё с ребёнком на руках может построить карьеру. Кинофильм «Москва слезам не верит» показал, что в жизни может быть всё. Владимир Меньшов показал разведённую женщину с ребёнком, которая добилась успеха самостоятельно. Также, помимо самореализации в картине поднимается вопрос социального неравенства, ведь директор завода влюбляется в простого слесаря. Немало шума создали незащищённые сексуальные отношения главной героини с оператором, что привело к рождению ребёнка. Современники уверены, что отношения Гоши с Катериной не сложатся, ведь она в любом случае будет зарабатывать больше, что сильно бьёт по самолюбию мужчины.

Москва слезам не верит

8. Измена супруга или адюльтер. В СССР никогда не говорили об изменах супругов, до премьеры фильма «Зимняя вишня». В сериале показывают, как главная героиня спокойно встречается с семейным мужчиной и оба довольны ситуацией. Вроде бы женщина понимает, что ей пользуются, она даже пытается сбежать подальше от своего любовника-изменщика, но всё равно возвращается к нему. Режиссёр фильма сразу решил показать картину такой какой она была бы в реальной жизни и без прикрас с красивым заключением. Современников не пугают такие отношения, но их сильно настораживает, как главная героиня относится к своему ребёнку, пытаясь «сплавить» его куда-нибудь, чтобы встретиться с женатым человеком.

Зимняя вишня фильм

Советские фильмы были актуальны в те времена, сегодня они частично потеряли свой смысл, жизнь идёт и восприятие мира меняется. Но всё же даже сегодня они многому учат и в основном хорошему.

Написать комментарий

Загрузка...